Здравствуйте, дорогие читатели. Т.к. мне уже конкретно надоело, что разные недобросовестные (а чаще попросту невежественные) журналисты постоянно спекулируют на теме сенсорных экранов, решил я ввести небольшой ликбез по понятиям резистивный сенсорный экран, ёмкостный сенсорный экран и мультитач (multitouch). Прочитав эту статью вы поймёте, почему  наличие ёмкостного сенсорного экрана ещё не означает мультитач, а также почему у iPhone – настоящий мультитач, а у остальных – лишь кривая попытка его имитировать. Заранее предупреждаю, что статья никем не проплачена, а силовые структуры РФ вообще не имеют к её появлению никакого отношения.


Итак, сначала определимся, что такое вообще сенсорный экран. Тут всё просто: это экран, отслеживающий координаты нажатия. Или, более научно, это такой метод управления интерфейсом, позволяющий пользователю нажимать непосредственно на экран. Короче, ежу понятно, что это такое. Методов реализации сенсорного экрана существует несколько. Про резистивный и ёмкостный вы уже в курсе, но надо отметить, что это весьма грубая классификация, да и вообще существуют и другие, хотя на них нам плевать ибо в гаджетах их пока не используют. Но обо всём по-порядку.

Резистивный сенсорный экран

Внизу – стеклянная панель, над ней (ближе к пользователю) – гибкая прозрачная мембрана. На панель и мембрану нанесено резистивное (иными словами – токопроводящее) покрытие. Нажатие на экран замыкает панель и мембрану в определённой точке. Зная напряжение на электродах с одной стороны (с другой стороны электроды заземляются) и измерив напряжение на мембране можно узнать одну координату. Соответственно, для двух координат нужно отключить одну группу электродов и включить другую – всё это делается микропроцессором автоматически, как только напряжение на мембране изменяется. Мультитач на резистивных экранах реализовать невозможно.

Теперь к преимуществам и недостаткам такого метода.

Преимущества:

  • Дешёвое производство.
  • Нажимать можно чем угодно – достаточно лишь «продавить» мембрану. Использование стилусов повышает точность позиционирования.

Недостатки:

  • Низкое светопропускание (не более 85%).
  • Низкая вандалоустойчивость. Если более конкретно – они не очень прочные, их относительно легко поцарапать.
  • Низкая долговечность (до 35 млн. нажатий в одну точку).
  • Мультитач невозможен.
  • Плохо применим для жестов типа «скольжение» т.к. нужно сначала нажать, потом, не отпуская, вести палец по экрану. Для резистивных экранов лучше разрабатывать интерфейсы, в которых «листание» сведено к минимуму. Таким был интерфейс SPB Mobile Shell 2.0, но разработчики продали душу Стиву Джоббсу и компании Google с равными долями, и в современной версии 3.5.2, которую «заточили» под интерфейс Андроида, управлять уже далеко не так удобно. Epic fail.

 

Ёмкостный сенсорный экран

На самом деле, существует два принципиально различающихся типа ёмкостных экранов: ёмкостные и проекционно-ёмкостные. Забегая немного вперёд отмечу, что в iPhone, iPad используется именно проекционно-ёмкостный, а на обычном ёмкостном мультитач также невозможен, как и на резистивном. И по той же причине, кстати

 

«Обычный» ёмкостный экран

Стеклянная панель покрыта прозрачным резистивным материалом (к примеру, сплав оксида индия и оксида олова). Электроды по углам экрана подают на проводящий слой небольшое переменное напряжение (для всех углов – одинаковое). Если прикоснуться к экрану токопроводящим предметом (например, пальцем) – появляется утечка тока и чем ближе этот предмет к электроду, тем меньше сопротивление экрана, т.е. сила тока – больше. А название «ёмкостный» экран получил из-за того, что переменный ток способен проводить предмет большой ёмкости (например, палец).

Преимущества:

  • Высокое светопропускание (около 90%).
  • Большой ресурс на нажатия (около 200 млн.).
  • Просто и удобно работать с «листаниями».

Недостатки:

  • Необходимо использовать именно пальцы (без перчаток, причём) либо специальные стилусы. С обычным стилусом ничего не получится.
  • Мультитач невозможен (это я ещё раз напоминаю, для наших самых маленьких читателей).
  • Высокая вероятность случайных нажатий. Особенно часто система распознаёт нажатие как «листание» из-за того, что нажать пальцем в точку и ни на долю миллиметра его не сдвинуть крайне сложно.

 

Проекционно-ёмкостной сенсорный экран

На внутренней стороне экрана – сетка электродов. Прикосновение к электроду предметом высокой ёмкости (например, палец) образует конденсатор, ёмкость которого и измеряется. Такие экраны, кстати, применяются в уличных автоматах ибо стекло можно ставить аж до 18 мм, а значит твёрдость поверхности повышается вместе с вандалоустойчивостью.

Преимущества:

  • Может реагировать на нажатие в перчатке!
  • Возможен мультитач.
  • Высокое светопропускание (тоже около 90%).
  • Долговечность.
  • Могут реагировать хоть на приближение руки, без касания. Порог, когда касание засчитывается, а когда ещё нет, настраивается программно. Тут важно понять, что крайняя точка порога – поверхность экрана, т.е. продавливать его всё равно бесполезно – там же стекло, а оно не гнётся (если у вас гнётся – выбросьте, наконец, поддельный iPhone).

Недостатки:

  • Очень сложная (читай – недешёвая) электроника.
  • С обычным стилусом всё равно ничего не получится.
  • Высокая вероятность случайных нажатий (см. выше).

 

Ну а теперь о самом интересном – о мультитаче. Вообще, как вы думаете, откуда такое слово пошло? Правильно, от английского «multi-touch», что означает «несколько нажатий» или даже «много нажатий». Примечательно, что именно multi touch, a не double touch (двойное нажатие), а почему я это особо отметил попытаюсь пояснить ниже.

Итак, настоящий мультитач, реализованный, например, в iPhone – это когда отслеживаются координаты каждого нажатия. Хоть десятью пальцами коснитесь экрана – и электроника будет знать координаты каждого пальца. Поэтому на айфоне можно делать такие штуки, как имитация музыкальных инструментов, например. Взять ту же гитару – чтобы распознать аккорд, нужно отследить каждое нажатие и все эти нажатия присутствуют одновременно. Однако, во всяких там HTC Hero, Gigabyte G1305 и прочих используется ненастоящий, фейковый мультитач, поэтому там нет ничего интереснее масштабирования картинок. Как это делается? Сейчас поясню.

Возьмём обычный ёмкостный экран или резистивный экран. Если нажать сначала, к примеру, в правый верхний угол, а потом, не отпуская палец, другим пальцем нажать в левый нижний угол, то электроника будет считать координатами нажатия центр экрана, т.е. середину отрезка между двумя разными нажатиями. Это можно увидеть, если запустить какую-нибудь программу, визуально отслеживающую координаты нажатия. Как же реализуется масштабирование картинки в таком случае, если нажатие распознаётся всё равно одно?

А очень просто – и это чисто программный трюк. Итак, мы нажали на экран – электроника в курсе. Пусть это будет точка «А». Теперь мы, не отпуская палец, нажимаем в другое место экрана, в точку «В», при этом точка нажатия мгновенно сместилась в сторону, это у нас будет точка «С». Вот этот момент: когда отпускания пальца не произошло, а точка нажатия мгновенно (не плавно) переместилась в другое место, и будем считать началом обработки фейкового мультитача. Тут надо отметить, что координаты точки «В» электроники де-факто неизвестны, но их можно легко рассчитать: т.к. «В» лежит на прямой «АС» и расстояние «ВС» равно «АС» из особенностей технологии, описанных выше. Теперь если точка «С» вдруг начала приближаться к «А», значит пальцы сдвигаются – т.е. надо уменьшать картинку. Если же «С» отдаляется от «А» и приближается к «В» – значит, пальцы раздвигаются и картинку надо увеличить. Более того, если «С» начала описывать дугу вокруг «А» или «В» – значит один палец вращают вокруг другого и картинку можно в соответствующую сторону поворачивать. Если же в этот момент «С» мгновенно (не плавно) сместилась в другое место экрана – значит один палец отпустили и обработку фейкового мультитача надо прекратить и распознавать нажатие как единичное. Как видите – всё просто. Но никакой гитары таким методом не реализуешь, ибо мы не знаем точного расположения даже двух пальцев.

 

Выводы

Что ж, мои дорогие читатели, теперь вы должны понимать, что резистивный экран - это не так плохо, на самом деле. Всё зависит от того – какой в гаджете используется интерфейс, да и вообще – насколько этот экран отзывчив. Стилус имеет меньшую площадь касания, а потому им нажимать проще (давление выше – см. школьную программу по физике), но если экран вполне отзывчив, то и пальцем управлять – не проблема. Резистивные экраны до сих пор совершенствуются, а потому появляются и вполне твёрдые (устойчивы к царапинам) и одновременно вполне отзывчивые.

Что до ёмкостных экранов, то вы теперь знаете, что одно его наличие – это не панацея от всех бед, а невозможность использования стилуса в некоторых моментах может превратиться в серьёзный недостаток, особенно если мы говорим о Windows Mobile. А главное, только проекционно-ёмкостные экраны способны на настоящий мультитач, а фейковый можно реализовать программно даже на резистивных. Не будем забывать, что в мире уже немало девайсов с ёмкостным экраном, но даже без фейкового мультитача.

P.S. И прекращайте читать Муртазина. Он в этих делах ничего не понимает, а встроенное самомнение, идущее в комплекте с искажённой русификацией а-ля «китайские стельки» не даёт ему это признать.

P.P.S. Почти все картинки, а также матчасть нагло и бессовестно утащены из Википедии.

Бесплатная подписка

Подпишитесь на бесплатную рассылку и начните получать новые уроки по созданию и раскрутке сайтов прямо в свой почтовый ящик!

Популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Самое последнее


Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Warning: Creating default object from empty value in /home/cailbotte/webzel/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109